Несмотря на древность железоделательного производства на тульской земле, настоящей кузницей оружия Тула стала только в XVII веке. С этого времени здесь начинается бурное развитие железоделательного производства.
По указу царя Михаила Федоровича 200 кузнецов, мастеров «самопального» дела (самопал – одно из названий огнестрельного оружия) были отселены в особую слободу.
Для развития оружейного производства их обязали работать на государство, вырабатывая определенное количество ружей – 200 пищалей в год. Изделия сверх указанного числа для поддержания своих семей оружейники пускали на продажу.
Тульский оружейный завод был организован в 1712 году по именному указу императора Петра Великого и менее чем за полвека стал причиной превращение Тулы из заштатного поселения в один из важнейших губернских городов.
Чтобы заинтересовать посадских и крестьянских кузнецов переходить на казенное производство, государство даровало казенным оружейникам некоторые права и привилегии: например, первоочередное право на закупку железа по себестоимости, право изготавливать мирные, «партикулярные» изделия для вольной продажи.
Кузнечное дело становилось одной из важных отраслей зарождавшейся промышленности и все более приспосабливалось к рыночному спросу. Изготовления и сбыт по рыночным ценам разнообразных вольных товаров приносил хороший доход, государство же, напротив, оплачивало свой заказ по очень низким расценкам, и многие оружейники стали переходить в основном на «фабрикации» для рынка, а для покрытия казенного обязательного заказа скупали недостающее число ружей у других.
Льготы, данные тогда оружейникам, были беспрецедентны. Около 600 оружейников, обогатившись, вышло в купцы. К началу XX века более 40 тульских фабрик и заводов принадлежало бывшим оружейникам.
В войну 1812 года оружейный завод каждый месяц поставлял в казну по 10 тыс. новых ружей и 3 тыс. исправленных. За три года было изготовлено около 500 тыс. единиц огнестрельного оружия и около 250 тысяч - холодного.
У наиболее зажиточных товаропроизводителей в домашних кузнях и мастерских кроме самих хозяев, членов их семей и родственников, начинают работать наемные люди. Это либо обедневшие или совсем разорившиеся городские кустари и ремесленники, либо отпущенные помещиками на оброк крестьяне.
Некоторые казенные оружейники, правдой или неправдой освободившись от труда на казенном заводе (по возрасту или по инвалидности), так же шли работать на частного «фабриканта», где платили лучше. Разбогатевшие оружейники использовали свое право выходить в купеческое или мещанское сословие – еще одна царская милость.
Так постепенно из казенных мастеров стали появляться владельцы частных фабрик, выпускавших различную продукцию на рынок. Все оружейники, «казенные люди», или «казюки», как их завистливо называли мастера, не попавшие в привилегированное сословие людей государственных, жили в Туле за рекой Упой, в отдельной слободе.
Первым в Туле основал фабрику медных изделий Федор Иванович Лисицын, в 1778 году после его смерти она была зарегистрирована его сыном Назаром Лисицыным. В 1785 году открывается фабрика Морозова, через два года – Федора Попова, в 1796 году – Михаила Медведева.
В 1808 году в Туле работало уже 8 самоварных фабрик. В 1812 году появилась знаменитая фабрика Василия Ломова, затем Андрея Курашова, Егора Черникова, Степана Киселева, чьи самовары теперь украшают витрины антикварных магазинов. Разбогатев, многие оружейники выходили из своего сословия и записывались в купеческое.
Самовары стали изготавливать и другие мастера, занимавшиеся металлообработкой, но не принадлежавшие к оружейникам. В конце XIX века самовары делали даже тульские крестьяне: не богатая земля заставляла заниматься отхожим промыслом, нанимаясь на зиму на фабрики в городе. Некоторые тульские села и деревни – Нижние Присады, Маслово, Михалково - к началу XX века полностью перешли на самоварный промысел. Там изготавливали в основном самоварные детали.
В ведомости 1826 года значилось, что в том году в Туле на фабриках было выпущено самоваров:
Василия и Ивана Ломовых (купцы) – 2 372 шт.;
Никиты Лисицына (купец) – 320 шт.;
Братьев Черниковых (купцы) – 600 шт.;
Андрея Курашова (оружейник) – 200 шт.;
Гаврилы Маликова (мещанин) – 105 шт.;
Василия Чигинского (оружейник) – 318 шт.;
Минаева (оружейник) – 128 шт.;
В 1850 году в Туле работало 28 фабрик, и общий выпуск самоваров в год составил 120 тысяч. Помимо них выпускалось и множество других медных изделий: подносов, чайников, кофейников и т.д. В это время Тула становится настоящей «самоварной столицей».
Крупнейшими производителями самоваров в России были тульские фабрики Выныкина, Капрызина, Покровского, Котырева, Шелепина, Ермилова, Судакова, Шерлина, Салищева, Сомова, Шелешнева, Тулякова, Полякова, Тяпкина, Ваныкина, Утёмова, Тейле, Шемарина, Лисицына, Лялиных, Рузиных, Воронцовых и др.
Но самыми популярными были недорогие, хорошего качества самовары Баташевых. Их раскупали по всей России. Немало фабрик клеймили свои изделия маркой «Преемники» или «Наследники Баташева».
Купить самовар в Москве и Санкт-Петербурге: м. Баррикадная, ул. Малая Никитская, д.33
Телефон магазина: +7(495)721–0709